Гана: общие сведения
история Ганы
природа Ганы
население и народы Ганы
Достопримечательности Ганы
Гана: информация для туриста
политическое состояние и государственный строй Ганы
экономика Ганы
интересные публикации про Гану
 
 
 
Кукла акуаба народа ашанти, символизирующая материнство и плодородие

Под крылом санкофы, или в поисках Золотого трона ашанти

 

Изображение санкофы - священной "птицы, воплощающей мудрость народа ашанти, - я встречал не только в музее на картинах, но даже на стенах домов в городе Кумаси - центре области Ашанти. Санкофа охраняет Золотой трон, национальные традиции народа ашанти, с историей которого я хотел познакомиться получше. В первый же день пребывания в Аккре, столице, я узнал об институте традиционных вождей в Республике Гана, удостоившись приема у одного из вождей- Нана Квеси Обуадума XI.

На визитной карточке моего собеседника было написано коротко и скромно: "Э. Г. Тано, секретарь по делам вождей".
Секретарь в правительстве Ганы выполняет обязанности министра. Но Тано одновременно является и вождем, что подтверждало его полное имя, приведенное выше, причем "Нана" - это уважительно добавление к имени вождя, нечто вроде титула.

Визит к вождю

Вопреки моим ожиданиям, что я встречу величественного старца в национальном одеянии с атрибутми власти вождя, из-за рабочего стола поднялся не высокий танец в европейском костюме, при галстуке, несмотря на удушаюшую жару, свойственной приморской Аккре в летнюю пору.
- Сразу хочу подчеркнуть главное отличие ганского института вождей от европейских царствующих фамилий: там король наследует трон, а у нас вождя выбирают. - Тано провел рукой по коротко остриженной голове и мягко улыбнулся. - Попробую пояснить на своем примере. Я - из семьи вождей Фанте центрального района страны. Из этой семьи вождей выбирали много лет. Кандидатура обсуждается очень подробно на совете старейшин, несмотря на то, что все члены правящей семьи получают надлежащие воспитание и образование. К кандидату предъявляется много требований: будущий вождь должен располагать к себе людей как представительной внешностью, статной фигурой, хорошими манерами, так и сообразительностью, острым умом, способностью постигать и быстро решать любые тяжбы соплеменников.
Иногда совет старейшин попадает в затруднительное положение: так, в одной области следовало выбрать вождя из ста кандидатов. Прошло не одно заседание, прежде чем вождем стал Нана Одиадэм Аджемфра Еньяма I, человек безупречный во всех отношениях. При выборе этого вождя большую помощь оказала королева-мать. Впрочем, вам, вероятно, неизвестно, кто такая королева-мать?
Тано живо поднялся из-за стола, попросив своего помощника приготовить всем по чашке шоколада (напиток из местных какао-бобов - гордость ганцев), и начал рассказывать, меряя шагами кабинет, оживленно жестикулируя и одновременно ухитряясь не пролить из чашки ни капли; - Прежде всего, надо сказать, что королеву-мать также выбирают. Первое условие - она не должна быть женой вождя, так как избранница вождя может принадлежать к другому племени. Да всякому понятно: разве может жена быть беспристрастным советчиком и судьей при своем муже-вожде? - Тано лукаво усмехнулся, поставил пустую чашку и на секунду присел на стул. - Королева-мать - соправительница вождя и принадлежит королевскому роду. Выбирая ее, старейшины смотрят, красива ли она, умна ли, уважают ли ее соплеменники, но главное - имеет ли жизненный опыт (предпочитают выбирать замужних женщин), образование. Ведь ей придется решать семейные и торговые споры, к ней идут за советом все женщины общины, она - правая рука вождя. Кроме того, не забывайте о роли африканской женщины в семье: королева-мать отвечает за дом, хозяйство, за дочерей и даже за правильное поведение мужа, который дол- жен гордиться ею и ни в коем случае не ревновать.
Тано засмеялся, засверкал глазами и вышел из-за стола, показывая, что прием закончен.
- От своего помощника я слышал, что вы интересуетесь нашим городом Кумаси, национальным культурным центром. Если хотите поближе узнать ашантийцев, которых возглавляет верховный вождь, обязательно побывайте в их столице, заодно там вам расскажут историю Золотого трона...
Позже я не раз вспоминал беседу с министром, посещая ганские деревни и встречаясь с местными вождями, решающими по мере сил и разумению малые и крупные сельские дела. У деревенских вождей дома были подобротнее, чем у других односельчан, а вожди из знатных фамилий жили во дворцах, верша суд в богатых нарядах и золотых украшениях.
Один из них сказал мне:
- Меня выбирают вождем уже второй десяток лет - значит, я нужен людям. Администрация области меняется, а я остаюсь, и никто не пытался отобрать у меня власть. Нарушу свою клятву - народ меня сменит, как это было с другими вождями. А пока что я честно защищаю интересы своего племени перед властями.

Дорога в Кумаси

Благодаря протекции Нана Квеси Обуадума XI мне разрешили посетить Кумаси, что удается немногим. Ранним утром следующего дня меня ожидал у машины Джеймс Авайте с неизменным приветствием "Этэ дэн!", то есть "Как поживаете, как здоровье?". Авайте, работник министерства информации, походил чем-то на кубинца - возможно, бородкой а ля Че Гевара - и оказался незаменим в поездках по Гане бла- годаря обширным знаниям быта и жизни ганцев.
...Навстречу нам попадались большие машины, груженные толстенными стволами деревьев редких - "красных" - пород, которые шли на облицовку мебели. Джеймс, указывая на хлысты, пустился в рассуждения о замечательных чертах ашантийцев.
- Ты знаешь, каким должен быть настоящий мужчина? Вот сейчас в этом дождевом тропическом лесу трудятся умелые ашантийцы: они быстро расчищают от зарослей участки под посевы, ловко валят гигантские деревья, обрубают сучья, разделывают стволы. Все горит у них в руках. А почему? Так их воспитывал с детства отец - именно он должен следить за развитием сыновей. От отца ребенок наследует душу, дух - "сансам", что делает его смелым, трудолюбивым, щедрым...
Джеймс, а что это за машина лежит вверх коле- сами под откосом, причем уже мимо двух разбитых грузовиков мы проехали раньше?
Авайте, словно не заметив скрытой иронии в моем вопросе, приостановил на секунду свой панегерик и как ни в чем не бывало пояснил:
- Даже у опытных шоферов бывают промашки, тем более что они стараются как можно быстрее доставить груз на место. Почему ашантийцы любят работать в лесу? Оттого, что с детства ребенок трудится на поле, проверяет с отцом ловушки на звериных тропах, учится распознавать полезные и вредные растения, коренья и плоды. А девочки в это время вместе с женщинами собирают бананы, ананасы, ямс... Вот, смотри: у дороги базарчик - значит, где- то недалеко деревня. Давай остановимся - посмотришь, что-то выберешь из фруктов...
На нас набросилась орава ребятишек - каждый тянул к своей "торговой точке": ящику или столику под пальмовым навесом, где лежали яркие груды фруктов и овощей. Я подошел поближе, чтобы раз глядеть большие, серые клубни ямса. Владелицы этих богатств - большеглазые девушки и женщины с детишками, привязанными на спине или сидящими на бедре, - приветливо улыбаясь, предлагали всю источающую ароматы экзотику за несколько седи (буквально за гроши). Рядом с навесом обедала семья: стар и мал выгребали еду из мисок руками, причмокивая от удовольствия. Тут же работала парикмахерская: пышная дама-мастер гигантским деревянным гребнем расчесывала на девичьих головках волосы, заплетая их в тонкие косички. Ума не приложу, как можно из курчавых волос наделать множество гибких косичек!
- Ты посмотри, как работают настоящие мужчины, - отвлек меня от созерцания рыночных картинок Джеймс, указывая в глубь леса.
Там десятка два рослых мужчин, блестя потными эбеновыми спинами, расчищали участок под посевы: пилили, рубили топорами деревья, срезали острейшими мачете кустарник; корчевали пни, накинув на них веревки и нажимая на длинные жерди-ваги. Так, метр за метром, отвоевывали они у леса клочок земли, все дальше врезаясь в зеленую стену.
Жаркие лучи поднимающегося солнца растопили остатки туманной дымки над верхушками пальм, и стали видны острокрылые стервятники, которые плавно кружили высоко в небе, высматривая добычу.
Машина выехала на новый свежеасфальтированный участок дороги, размеченный посередине белой полосой, и мы покатили к главному городу земли ашанти - Кумаси.

И опустился с неба Золотой трон

С душевным трепетом въезжал я в славный город Кумаси, который жители-патриоты иначе как "столица ашанти", "самый лучший" и не называют, хотя внешне он выглядит весьма скромно. Старые двухэтажные домики с балконами и решетками на окнах; церковь с остроконечной башенкой; в центре - современный универмаг, вытянутый вдоль дороги.
Запомнилась еще кирпичная стена, окружающая крепость с башенками - ныне музей, да памятник, изображающий человека на льве, - это глашатай вождя.
Африканские традиции здесь сочетаются с современностью. Горожане считают этот город самым зеленым в западной Африке, его так и зовут - "город- сад". Почти три века назад один из святых посадил здесь дерево "кум", отметив место новой столицы ашанти, которая с тех пор называется Кумаси - Город под деревом кум".
Первым делом я направился в Центр национальной культуры, чтобы отыскать там Золотой стул (он же трон) ашанти.
Сам Центр с симпатичными домиками и ухоженными газонами производил приятное впечатление, и любопытной показалась собранная там коллекция, раскрывающая историю побед и поражений военного союза племен - великой конфедерации ашанти (около 1700 - 1896 годов), которая к началу XIX века контролировала почти всю территорию современной Ганы. Опираясь на сильную военную организацию (асафо), конфедерация торговала рабами и золотом и завоевала право на монопольную торговлю с Европой.
Об этом мне поведал директор Центра Нана Брефор Боатенг, один из вождей ашанти, добавив:
- Чтобы вам была понятна экспозиция музейных павильонов, запомните, что во главе конфедерации стоял верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема) и совет старейшин...
Центр - "живой" музей. Директор ведет нас мимо открытого театра, где выступают музыканты и барабанщики; мимо лавки, в которой продаются "королевские" сувениры (браслеты, атрибуты власти). За- ходим в ткацкую мастерскую. Здесь ткут национальную одежду - "кенте", состоящую из двух кусков ткани, окантованной богатым орнаментом. В Центре ремесел можно не только посмотреть, как гончары изготавливают сосуды для специй, резчики скульптурки из сандала, чеканщики - медные изделия, но и купить все эти сувениры.
Но я сейчас - в поисках Золотого стула - тороплюсь в музей вождей. И вот уже иду мимо стендов, на которых собраны "предметы войны": копья, мечи, боевые доспехи воинственных ашантийцев. Глядя на них, по-настоящему осознаешь величие конфедерации ашанти, выдержавшей пять англо-ашантийских войн. Не устояли ашантийцы с копьями и мечами лишь под выстрелами мушкетов и пушек. Но присоединение конфедерации к колонии Золотой Берег так и не стало окончательной победой англичан, так как ашантийцы не отдали врагам свою главную святыню - Золотой трон.
Вот он стоит передо мной, как простой экспонат музея, но это, конечно, копия, а сам Золотой стул (он и выглядит, честно говоря, как обычный стул; около полуметра в высоту и сантиметров тридцать в ширину) хранится в резиденции верховного вождя..
- Согласно легенде, - рассказывает директор Центра, вождь Нана Брефор Боатенг, - во время правления знаменитого короля Нана Осея Туту, сплотившего племена ашанти, в Кумаси собрались все вожди для важного совещания. В этот торжественный момент сподвижник Туту, его главный жрец Окумфо Аноче, обладавший волшебной силой, свои- ми заклинаниями заставил разверзнуться небеса. Грянул гром, и в серебристом облаке на колени короля опустился стул, сверкающий золотыми узорами. Жрец указал на стул и назвал его "главной святыней ашанти, в которой заключена душа народа." "От его сохранности зависит судьба народа ашанти, его независимость", - провозгласил Аноче и вонзил в землю, чтобы отметить место появления стула, свою саблю.
Поскольку мне хотелось убедиться самому в достоверности этих событий, то позже, после музея, я отправился к городскому госпиталю, где находилось это место. Действительно, около госпиталя я разыскал металлический овал, в центре которого виднелась рукоять сабли. "Ни одна сила в мире не может вытащить эту саблю, - пояснили мне, - нельзя да- же делать таких попыток - место священное".
Ухищрения англичан похитить Золотой стул провалились. Лишь в 1896 году, ворвавшись в Кумаси и пленив короля и его сподвижников, они захватили стул, который оказался... поддельным, копией. Победители увезли его в Лондон, а настоящий Золотой трон до возвращения короля ашантийцы надежно спрятали.
Во дворце Верховного вождя мне не удалось его посмотреть, даже не рекомендовали подходить к высокой ограде резиденции, находящейся к северу от Кумаси...
Асантехене редко принимает гостей, а стул выносят лишь по большим праздникам, например, "Аде кеси", - сказал директор Центра. - Обычно Верховный вождь ездит на мерседесе, а тут его выносят в кожаном паланкине... Вокруг колышутся под, ветром разноцветные зонты, принадлежащие вождям разных племен; воины бряцают старинным оружием; за паланкином движется большой оркестр: звучат трубы и рожки, сверкающие на солнце, и гремят барабаны.
И вот в разгар торжества выносят Золотой стул, который ставят слева от асантехене на возвышение, покрытое кожей. Специальные люди следят за тем, чтобы он не коснулся земли. Только в двух особых случаях верховный вождь ашанти может сесть на него: при коронации и если начнется война.
Я еще раз подошел к небольшому, скромному на вид стулу, у которого была такая богатая история, полная приключений.

Жезл и сабля

Любопытно, что в гербе Республики Ганы присутствуют символы традиционных вождей - скрещенные жезл и обрядовый палаш асантехене; их охраняют орлы, воплощающие в себе могущество страны.
На торжественных приемах вождь должен быть в полном облачении, при всех регалиях. Иностранным гостям еще позволяется приветствовать вождя простым рукопожатием, а все его подданные, в том числе и представители местной администрации, встают на колени и почтительно кланяются (я видел такую картину в небольшом городке около Кумаси). И еще раз повторяю: вождь разбирает тяжбы и вершит суд обязательно при всех атрибутах своей власти. Невыполнение этих условий чревато для вождя неприятностями, даже если он долго правит своими сородичами. Так, за нарушение клятвы был смещен старый вождь в ашантийском городке Аданси, а другой - за пропажу традиционных регалий, произошедшей, естественно, по его вине.
0б уважении к прерогативам власти вождя особенно ярко свидетельствует то, как обставляется выход асантехене в праздничные дни. За его паланкином, окруженным большой толпой приближенных, всегда несут меч - "акума". У него два назначения: устрашать врагов и разрубать самые запутанные узлы возникающих конфликтов.
Присутствуя при торжественном выходе вождей, непременно что-либо узнаешь о традиционной ашантийской символике. Жезл вождя, который украшает герб Ганы, может быть не только золотым, искусно сделанным, но и указывать на происхождение владельца, клан, к которому он принадлежит. На жезле выгравированы фигурки. Так, если изображен муж- чина, держащий яйцо, то это - знак миролюбия, осторожности, дипломатичности. Часто видя в магазинчиках Кумаси сандалии-сувениры с позолоченными ремешками, я спросил знакомых, почему такой популярностью пользуется эта обувь. Оказывается, именно в таких сандалиях величаво выступает на приемах асантехене, а за ним несут еще и запасную пару. Почему? На всякий случай, вдруг вождь их потеряет... Ступив на землю босой ногой, он превратится в обычного смертного, что недопустимо. Так что запасные сандалии свидетельствуют о высоком назначении вождя.
В музее Центра культуры я видел особо охраняемую вместе с копией Золотого стула Сумку сокровищ, которая не открывалась до тех пор, пока жрец Окумфо Аноче не передал ее королю Туту. Подобные кожаные сумки несут во время выходов асантехене. Из них раньше раздавались драгоценные дары, золото. Они считались символом богатства и до сих пор в них хранят "золотые гирьки". Сейчас это модные сувениры, а раньше они применялись при взвешивании золотого песка. Гирьки изготовляют искусные мастера, которые воплощают в них символику ашантийцев.
За вождями могут нести курительные трубки, и, как ни странно, связку ключей - стальных, если вождь деревенский, и золотых, если это верховный вождь.
Это отнюдь не случайные предметы быта вождей. Трубки, украшенные резьбой, символизируют здоровье - только сильный вождь может курить трубку. Ключи же - тоже символ. Если ключи при вожде- значит, не только все сундуки и двери его дома закрыты, но и, как говорится, граница ашанти на замке.

Продолжение

Вернуться на главную