Марокко
экспорт

 Общая информация | Введение | Лидеры | Госструктуры | Общественно-политическая жизнь | СМИ | Макроэкономика | Промышленность | Иноинвестиции | Экспорт | Рыба | Туризм | АЭС | Оффшор | Ислам | Архив Марокканских новостей | Линки | Контакты

 

На главную | Мадагаскарский проект | Россия и Африка | Форум "Африкана" | Конференция | Контакт

При оформлении использованы фото: Moroccan Interiors, Liza Lovatt-Smith, Taschen

Экспорт

Исключительно большое значение имеет для Марокко внешняя торговля. Экспортно-импортная квота в ВВП составляет 37%, что отражает степень ориентации экономики страны на внешний рынок (в млрд.долл.):


  1994 1997 1998
Товарооборот 11,9 12,6 13,5
Экспорт (ФОБ) 4,2 4,7 4,8
Импорт (КАФ) 7,7 7,9 8,7
Сальдо -3,5 -3,2 -3,9


Важнейшими товарами марокканского экспорта являются (1998 г.): сырые фосфаты - 11,8 млн.т. (9,9% стоимости экспорта)
фосфорные кислота - 1,5 млн.т. (11%) и удобрения - 1,8 млн.т. (7,4%)
рыбопродукты и ракообразные - 202 тыс.т. (15,5%)
цитрусовые - 636 тыс.т. (6,2%)
одежда и трикотаж - 706 млн.долл. (14,7%).

Вывозятся также свежие овощи, фруктовые и овощные консервы, ковры, обувь, концентраты цветных металлов, медикаменты, цветы и др.


Импортируются в основном машины и оборудование - 2,3 млрд.долл. (26,5% стоимости импорта в 1998 г.)
полуфабрикаты (лесоматериалы, химпродукты, прокат черных металлов, сера и др.) - 1,6 млрд.долл. (18,3%)
нефть - 6 млн.т. (582 млн.долл. или 6,7%)
продтовары - 1,2 млрд. долл. (14,1%)
потребтовары - 1,3 млрд.долл. (14,9%).

Удельный вес развитых стран во внешнеторговом обороте Марокко составляет свыше 70%. Основными торговыми партнерами Марокко являются государства ЕС - 62%, в том числе Франция - 25%, другие страны Зап. Европы, США, а также КСА, Индия, Япония. Из стран Вост. Европы - Польша. Доля России в общем товарообороте Марокко составляет 2%.

Таможня. Администрация таможен и косвенного налогообложения минфина до 2000 г. планирует внедрить компьютерную сеть, которая охватит расширяемую систему региональных таможенных отделов и позволит ощутимо разгрузить центральный аппарат от решения локальных вопросов, оставив за ним функции общего руководства и контроля. Полная компьютеризация всех таможенных постов предполагает существенно ускорить процесс прохождения таможенных процедур. Главными источниками законодательной базы действующего таможенного режима являются "Кодекс таможен и косвенного налогообложения" от 09.10.1977 г., и "Тариф таможенных пошлин" от 24.05.1957 г., неоднократно дополнявшийся и корректировавшийся постановлениями Минфина. Принятие нового таможенного кодекса затянулось из-за разногласий между Администрацией таможен и Министерством торговли и промышленности. Чиновники двух ведомств по-разному трактуют баланс между темпами и масштабами либерализации внешней торговли и сохранением таможенных и налоговых механизмов для защиты местного производителя и пополнения казны. Предметом расхождения является также законодательная "матрица" (французская или американская), которая могла бы служить базой для марокканского таможенного кодекса.
После вступления Марокко в ГАТТ в 1987 г. внутреннее законодательство страны постепенно приспосабливается к нормам и правилам международной торговли. Заметным шагом в этом направлении была отмена в 1996 г. мер нетарифной защиты внутреннего рынка, как противоречащих заключительному акту Уругвайского раунда ГАТТ/ВТО. С целью соблюдения стандартов ВТО были подвергнуты некоторой корректировке порядок и виды применяемых таможенных платежей, которые сегодня делятся на две неравные по своим объемам и значимости группы: импортные и экспортные пошлины. К первым относятся таможенная пошлина на импорт (DDI) и налог на импорт (PFI). Вторая группа имеет парафискальную форму и в большинстве случаев сводится к сбору за оформление документов на экспортируемые товары.
Уплата таможенной пошлины на импорт расчитывается по специальному классификатору, составленному на основе международной конвенции по унифицированной кодировке товаров. Расчет DDI производится в процентах от стоимости товара (аd-valorem), включая страховку, доставку (САF) и разгрузку (frais d'aconage). Среднее значение данной пошлины варьируется в пределах 35% и имеет тенденцию к снижению. Исключение составляют импортируемые сезонные продтовары (зерновые, сахар, растит. масло, мясо, молоко и т.п.), пошлина на которые может достигать 365%. Промышл. полуфабрикаты и сырье облагаются 20%, а пошлина на ввозимые оборудование и непроизводимую в стране технику равна 2,5%.
РFI равняется 15% и расчитывается по той же схеме, что и DDI. Сфера применения этого налога ежегодно пересматривается, а освобождение от него служит дополнительным инструментом стимулирования инвестиций в виде высокотехнологических производств, оборудования и необходимого сырья.

В 1997/98 ф.г. доход от DDI в размере 6,9 млрд.дирх. и от РFI - 6,2 млрд.дирх., т.е. в совокупности 19,8% от всех налоговых поступлений в госказну. Показательно, что рост доходов от таможенных пошлин на 23% по сравнению предыдущим ф.г., связывают с возрастанием активности основных внешнеэкономических партнеров Марокко (страны ЕС и Магриба, США и др.), чему способствовало установление для них преференциальных пошлин на импорт.

Помимо DDI и РFI импортируемые товары облагаются налогом на добавленную стоимость (TVA или НДС), а определенная номенклатура товаров облагается еще и внутренним налогом на потребление (TIC). Эти виды налогов включаются в цену товара и уплачиваются потребителем.
НДС составляет 20% от стоимости импортируемого товара и налагаемых на него таможенных пошлин. В случаях реэкспорта и drawback (льготный режим, позволяющий ввозить по сниженным таможенным ставкам полуфабрикаты и сырье для производимых в стране экспортных товаров) предусмотрена довольно сложная процедура возврата TVA.

Внутренним налогом на потребление облагается длинный перечень товаров (минеральная вода, прохладительные напитки, алкоголь, сахар, топливо, каучук, автошины, изделия из золота, платины, серебра и др.), его расчет производится по специальным таблицам, в зависимости от веса, объема и назначения товара, а не от его стоимости.

В экономике Марокко наиболее чувствительным к изменениям в таможенном регулировании является легпром, ввиду его большей ориентированности на внешнего потребителя. Текстильные предприятия - одни из крупнейших работодателей, поэтому состояние дел в этой отрасли имеет ощутимое влияние на социальный климат в стране. Администрация таможен объявила о введении с 1998/99 ф.г. нового порядка уплаты залоговой суммы на текстильное сырье и фурнитуру, ввозимые в порядке временного допуска. Снижен залог со 100% до 20% от суммы таможенных пошлин и налогов, а также пролонгирован срок его полной выплаты с трех месяцев до одного года.

20 нояб. 1998 г. бельгийским парламентом был ратифицирован договор о создании Ассоциации Марокко с ЕС, подписание которого состоялось в фев. 1996 г. Настоящий договор окончательно вступит в силу после его ратификации пятнадцатой страной Сообщества - Италией, ориентировочно в середине 1999 г. Два месяца спустя должно начаться поэтапное снижение таможенных пошлин с созданием к 2010 г. зоны свободного обмена со странами ЕС. 3 дек. 1998 г. Еврокомиссия обозначила объемы финансовой помощи, которая будет предоставлена Марокко в рамках программы МЕДА в 1999 г. (580 млн.экю). Ожидается, что большая часть этой суммы будет направлена на осуществление ряда программ инфраструктурного строительства и социальной сферы, проводимых в северных регионах Марокко.