Марокко
оффшор

 Общая информация | Введение | Лидеры | Госструктуры | Общественно-политическая жизнь | СМИ | Макроэкономика | Промышленность | Иноинвестиции | Экспорт | Рыба | Туризм | АЭС | Оффшор | Ислам | Архив Марокканских новостей | Линки | Контакты

На главную | Мадагаскарский проект | Россия и Африка | Форум "Африкана" | Конференция | Контакт

При оформлении использованы фото: Moroccan Interiors, Liza Lovatt-Smith, Taschen

Оффшор

Отношения с Испанией. Сложной проблемой остается ситуация вокруг испанских анклавов на севере Марокко. Марокканцы не теряют надежды восстановить над ними свой суверенитет. В прессе этот вопрос постоянно будируется (в 1997 г. формальным поводом для очередной кампании стала 500-я годовщина испанского присутствия в Мелилье).
Уверенность марокканцев в своей правоте укрепил факт передачи Великобританией Гонконга Китаю, подготовки к возвращению Португалией Макао, а также то, что сама Испания последовательно добивается возвращения Гибралтара. Конечно ни одна из сторон не заинтересована в том, чтобы этот спор приобрел более острый характер, и на словах выступают за диалог. Марокканцев вдохновляет пример Гонконга, вопрос о передаче которого был решен в результате длительного переговорного процесса. Однако предложение Хасана II о создании совместного рабочего органа для поиска решения проблемы практического продолжения так и не получило; испанцы отказываются обсуждать вопрос о принадлежности этих территорий. Чтобы не обострять отношения, эта проблема, по сути, выведена пока за рамки двусторонних контактов. Не отказываясь от своих претензий, марокканцы не рискуют ставить под удар достигнутый сегодня уровень отношений с Испанией. Все чаще слышатся голоса в пользу экономического решения, которое может принести Марокко большие дивиденды.

Накануне визита в Марокко председателя правительства Испании Ж.М.Аснара в мае 1998 г. эта идея была озвучена премьер-министром Марокко А.Юсуфи, предложившим превратить анклавы в международные финансовые и экономические центры, создав процветающую офшорную зону в Сеуте и Мелилье и на прилегающих к ним небольших Афаринских островах. С 1992 г. Испания вышла на второе место (после Франции) в ряду внешнеторговых партнеров Рабата. Объективно сказываются географическая и историческая близость двух стран, их общая принадлежность к средиземноморскому региону, многовековые связи. В 1997 г. объем товарооборота составил 1 млрд.долл. Для двусторонней торговли в 90-х гг. характерны относительная стабильность, при общей тенденции к росту, и дефицит торгового баланса у Марокко (в размере 150 млн.долл.), имеющий, впрочем, тенденцию к постепенному сокращению. 80% испанского экспорта в Марокко составляют полуфабрикаты (химпрома), промоборудование и продукты потребления (х/б ткани, бумага, пластмассовые изделия). Марокко в свою очередь поставляет в Испанию морепродукты (32% от общего объема марокканского экспорта в Испанию), фосфаты и одежду ( по 14%). При этом если испанская продукция составляет 8-9% от общего объема марокканского импорта, то для самой Испании торговые связи с Марокко имеют не столь большое значение (Марокко занимает лишь 30 место среди поставщиков и 11 - среди клиентов). В то же время на Марокко приходится 45% испанского товарооборота со странами Магриба, и эта доля в последние годы растет (на фоне сокращения товарообмена с Алжиром).
Долгое время препятствием развитию двусторонних экономсвязей была слабая договорно-правовая база. Этот пробел был в значительной степени восполнен лишь в 90-х гг. В 1991 г. был подписан договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, установивший общие рамки отношений. В 1996 г. продлено на второй пятилетний срок соглашение о торгово-экономическом и финансовом сотрудничестве, а также заключены соглашения о взаимном поощрении и защите инвестиций, и об избежании двойного налогообложения.

Испанские суда вместе с португальскими кораблями составляют основу европейского рыбфлота (всего более 600 кораблей), ведущего промысел в марокканской экономической зоне (в том числе и вдоль побережья Западной Сахары). Марокканцы хотят сегодня сами вписаться во всю цепочку рыбного промысла и, в принципе, имеют для этого необходимый потенциал. Предпринимая усилия по его развитию, они рассчитывают на финансовую подпитку Европы. Нынешний формат сотрудничества Марокко уже не устраивает, и всякий раз переговоры о заключении очередного рыболовного соглашения идут очень тяжело. Другим сложным моментом остается конкуренция на сельскохозяйственном рынке ЕС. В остальном мароккано-испанское сотрудничество развивается успешно. В первую очередь оно охватывает сферу электроэнергетики, горнодобывающей промышленности. Испания оказывает содействие в развитии наиболее отсталых районов северного Марокко, участвует в крупнейших проектах: газопровод Магриб-Европа (действует с 1997 г.), строительство средиземноморской автомагистрали, разработка проекта туннеля под Гибралтарским проливом, строительство нового порта на атлантическом побережье в районе Танжера. Уже осуществлено объединение электросетей юга Испании и севера Марокко.

По росту инвестиций в марокканскую экономику с 1997 г. Испания вышла на второе место после Франции. Объем инвестиций за год составил 120 млн.долл. За последние 3 года было создано около 500 марокканских предприятий с испанским капиталом. В ходе визита Ж.М.Аснара в мае 1998 г. подписано два финансовых протокола, открывающих для испанских фирм возможность пользоваться кредитными линиями на общую сумму более 300 млн.долл.

Развивается сотрудничество и на межгосударственном уровне. Действует финансовый протокол, предусматривающий для Марокко право пользоваться кредитной линией (под различные проекты) на 150 млн.долл. на период 5 лет. Марокко получает 2/3 от всей испанской помощи странам Африки. В 1996 г. подписано соглашение о конверсии в инвестиции части марокканского долга на 42 млн.долл. С целью содействия развитию контактов по линии частного бизнеса создан совместный орган, объединяющий предпринимателей двух стран. Более общими проблемами, обозначенными как "содействие сближению народов двух стран", занимается созданный в 1996 г. Комитет "Аверроеса".

Важным аспектом двусторонних отношений остается комплекс проблем, относящихся к ведению МВД двух стран. Это нелегальная иммиграция марокканцев в Испанию и борьба с незаконным оборотом наркотиков. Испания как и другие страны ЕС последовательно ужесточает порядок въезда и пребывания на своей территории иностранцев, предпринимает все более жесткие меры по борьбе с нелегалами. Борьба с нелегальной иммиграцией ведется в том числе и в анклавах Сеута и Мелилья, где периодически возникает напряженность в результате давления иммиграционного потока (не только из Марокко, но и из ряда стран Африки). Демонстрируя твердость своих намерений, испанцы приняли меры по укреплению границы, ее дополнительному обустройству и разместили в Сеуте и Мелилье дополнительные воинские контингенты.

Референдум по Сахаре. Западная Сахара - бывшее колониальное владение Испании. 26 фев. 1976 г. Испания передала территорию ЗС под административное управление Марокко и Мавритании в соответствии с соглашением от 14 ноября 1975 г. В апр. 1976 г. между Марокко и Мавританией достигнута договоренность о разделе ЗС. К Марокко отошла северная, а к Мавритании - южная часть (новая граница между Марокко и Мавританией проходила по 24 параллели севернее г. Дакхла до г. Бир-Энсаран и далее на юг в направлении мавританского г. Зверат). С авг. 1979 г. Мавритания отказалась от притязаний на ЗС и южная ее часть была занята войсками Марокко. С 1975 г., когда Марокко добилось возвращения Сахары под свое административное управление, южным провинциям в общей сложности было выделено около 6 млрд.долл.

За 23 года бывшая отсталая колония Испании превратилась в развитую по африканским меркам территорию, имеющую следующие основные показатели: сеть автодорог в 140 км. до 1975 г. составила в 1998 г. 3,5 тыс.км.; потребление питьевой воды в сутки составляло 120 куб.м., а в 1998 г. - 23 тыс. куб.м; на территории функционируют 583 подземные скважины ( 17 из которых - более 1 км. глубиной); в конце 1998 г. с Китаем подписано соглашение о проекте строительства в г.Тан-Тане завода по обессоливанию морской воды; количество абонентов телефонной связи во время испанского правления составляло 250 чел., в 1998 г. - 13 тыс.чел.; построены порты Сиди-Ифни, Тан-Тан, Тарфая, Буждур, Дакхла и Эль-Аюн, последний является крупным рыболовецким портом в Марокко; электричеством пользуются 400 тыс. семей, во время испанской колонизации - всего 2250 семей; 60 тыс. западно-сахарских детей учатся, до 1975 г. их было 920 чел.

В очередной раз отложенные сроки проведения референдума по самоопределению под эгидой ООН благоприятны для марокканской стороны, которая реально управляет Зап. Сахарой и сможет использовать данную отсрочку в своих целях. В Марокко референдум рассматривают как формальность, которая закрепит перед мировым сообществом существующий порядок вещей. При этом необходимо учитывать большие запасы фосфатов, береговую линию в 1,3 тыс.км., территориальные воды богатые рыбой, а также огромные средства, вложенные марокканским руководством в развитие данного региона. Все большее количество коренного населения Зап. Сахары, испытывающего на себе преимущества современного развития, готово высказаться в пользу присоединения. Шансы же противоположной стороны, которую представляют в основном обитатели лагерей беженцев, расположенных на алжирской территории, с каждым годом по объективным причинам экономического характера уменьшаются.

Последовавшая в конце дек. 1998 г., сразу после визита генсека ООН К. Анана, поездка премьер-министра Марокко А. Юсуфи в южные провинции страны еще раз показала решимость нынешней власти настойчиво проводить политику реформ на этих землях с целью их скорейшей интеграции в экономику и политическую систему государства.