Макроэкономика
С конца 1983 г. по рекомендациям
МВФ и МБРР королевство осуществляет политику структурной перестройки,
представляющую собой комплекс реформ по оздоровлению финансов, либерализации
экономики, созданию в стране развитой рыночной системы, ориентированной
на экспорт. В 1998 г. впервые за последние годы Марокко добилось значительных
темпов роста ВВП - 6,3%.
Внешняя задолженность на 01.01.1999 г. составила 23 млрд.долл. С 1993
г. Марокко не прибегало к отсрочкам погашения внешнего долга (в 1999
г. на эти цели было направлено 33% госбюджета). Доход на душу населения
- более 1000 долл. в год. Уровень безработицы - до 23%. Темпы инфляции
относительно невысоки - порядка 5% в год. Крупными источниками валютных
поступлений являются денежные переводы марокканцев, работающих за рубежом
(2,5 млрд.долл. ежегодно), а также доходы от туристской индустрии (около
1 млрд. долл.). Объем иноинвестиций в 1998г. составил порядка 1 млрд.долл.
Марокко - аграрная развивающаяся страна с рядом достаточно развитых
отраслей (горнодобывающая, химическая, переработка фосфатов, нефтепереработка,
текстильная, пищевая, производство стройматериалов). Является одним
из наиболее развитых государств Африки. ВНП в 1998 г. оценивается в
37 млрд.долл.: доля в нем сельского хозяйства - 18,3%, промышленности
и энергетики - 30,1%, торговли - 20%, транспорта и связи - 5,9%, строительства
- 4,2%. ВВП на душу населения составляет 1312 долл.
Проводимые в стране реформы предусматривают существенную децентрализацию
управления экономикой и социальной сферой за счет передачи значительных
полномочий на региональный и местный уровень.
Главной задачей экономического курса на ближайшую перспективу является
привлечение иноинвестиций в экономику с целью увеличения промышленного
экспортного потенциала и создания новых рабочих мест. Одновременно с
реструктуризацией экономики по рекомендациям МВФ в стадии реализации
находятся реформы по либерализации инвестиций и финансовых операций,
программа приватизации, пересмотр фискальных налогов, торгового и инвестиционного
кодексов, прав акционерных обществ. В 1998 г. появились признаки улучшения
ситуации в экономической сфере, однако характер позитивных сдвигов пока
ещё неустойчив.
Королевство Марокко занимает 119-е место из 175 в последней классификации
государств по признаку "социального развития", осуществленной
Программой ООН по развитию (PNUD). Заработок 30% марокканцев (т.е. 9
млн.чел.) не превышает 300 долл. в год, медобслуживание доступно 7%
населения. Система предоставления социальной защиты и льгот охватывает
пятую часть марокканцев. 70% сельского населения живет в условиях отсутствия
питьевой воды, 85% - электричества, 54% детей школьного возраста лишены
возможности посещать учебные заведения, 9 из 10 женщин в сельской местности
не умеют ни читать, ни писать.
Марокко является одной из немногих стран, официально объявивших об успешном
завершении программы структурной перестройки, последовательно проводимой
со второй половины 80-х гг. В ходе реализации этой программы особое
внимание уделялось достижению и поддержанию важнейших макроэкономических
пропорций, обеспечению сбалансированной кредитно-денежной политики,
созданию условий для повышения конкурентоспособности экономики и её
интегрирования в мировое хозяйство. Валютно-финансовое положение хотя
и является весьма напряженным, имеет необходимый "запас прочности".
Удалось снизить размер внешнего госдолга с 22,5 млрд. в 1996 г. до 19,3
млрд.долл. в 1998 г. или на 14,2%. Внешняя задолженность составляет
52% от ВВП страны, а ежегодные платежи в её погашение эквивалентны трети
доходов от экспорта товаров и услуг. Марокко в полной мере выполняет
свои финансовые обязательства перед странами-кредиторами. Основными
донорами являются Франция (31,2%), США (11,9%), Япония (9,7%), Испания
(7,1%), Германия (3,9%), Италия (3,2%).
Котировки марокканской внешней задолженности на вторичном рынке долговых
обязательств - 70%. Постепенно набирает обороты процесс конверсии части
марокканской задолженности в инвестиции на двусторонней основе. В 1998
г. марокканцы достигли договоренности о конверсии части своей задолженности
Франции на 1,1 млрд.дирх. (115 млн.долл.) в различные сферы марокканской
промышленности, туристический бизнес, недвижимость.
Источником поступления средств в бюджет, в том числе валютных, стала
приватизация принадлежащих государству пакетов акций предприятий промышленности,
нефтепереработки, кредитно-финансовой сферы, энергетики, гостиниц. За
счет приватизации получено 20 млрд.долл. Приватизация привлекает иноинвестиции:
в 1997 г. - 1,25 млрд.долл., в 1998 г. - 0,5 млрд.долл.
Предприняты шаги по разработке пятилетнего плана социально-экономического
развития страны на 1999-2003 гг. В 1999 г. планировалось достичь темпа
прироста ВВП 4,7%, сократить дефицит бюджета до 2,9% от ВВП, а индекс
инфляции до 2,5% против 3,1% в 1998 г. Уровень безработицы предполагалось
снизить до 17% в 1999 г., а к 2003 г. до 14,5%.
Бюджетные капвложения в экономику должны увеличиваться с 20,3% в 1998
г. до 25,2% в 2003 г. Прогнозируется рост иноинвестиций: к 2000 г. -
2 млрд.долл. В числе участников новых инвестиционных проектов называют
группу Daewoo (500 млн.долл. в туризм, и автомобилестроение); корпорацию
АВВ/СМS (200 млн.долл. в модернизацию электростанции в Джорф Ласфаре);
группу ACCOR (обновление и строительство гостиниц на 300 млн.долл.);
компанию Thomson (капвложения на 300 млн.долл.). Правительство приняло
решение объявить международные торги на концессию, строительство и эксплуатацию
нового порта Tanger Atlantique с инвестициями в 300 млн.долл. Реализация
проекта планировалась с конца 1999 г. в течение 4-х лет.
Намечается ускорить процесс приватизации Национального банка экономразвития,
служб связи, сахарных заводов, гостиниц и т.д.
|