Марокко
макроэкономика

 Общая информация | Введение | Лидеры | Госструктуры | Общественно-политическая жизнь | СМИ | Макроэкономика | Промышленность | Иноинвестиции | Экспорт | Рыба | Туризм | АЭС | Оффшор | Ислам | Архив Марокканских новостей | Линки | Контакты

 

На главную | Мадагаскарский проект | Россия и Африка | Форум "Африкана" | Конференция | Контакт

При оформлении использованы фото: Moroccan Interiors, Liza Lovatt-Smith, Taschen

Макроэкономика

С конца 1983 г. по рекомендациям МВФ и МБРР королевство осуществляет политику структурной перестройки, представляющую собой комплекс реформ по оздоровлению финансов, либерализации экономики, созданию в стране развитой рыночной системы, ориентированной на экспорт. В 1998 г. впервые за последние годы Марокко добилось значительных темпов роста ВВП - 6,3%.

Внешняя задолженность на 01.01.1999 г. составила 23 млрд.долл. С 1993 г. Марокко не прибегало к отсрочкам погашения внешнего долга (в 1999 г. на эти цели было направлено 33% госбюджета). Доход на душу населения - более 1000 долл. в год. Уровень безработицы - до 23%. Темпы инфляции относительно невысоки - порядка 5% в год. Крупными источниками валютных поступлений являются денежные переводы марокканцев, работающих за рубежом (2,5 млрд.долл. ежегодно), а также доходы от туристской индустрии (около 1 млрд. долл.). Объем иноинвестиций в 1998г. составил порядка 1 млрд.долл.

Марокко - аграрная развивающаяся страна с рядом достаточно развитых отраслей (горнодобывающая, химическая, переработка фосфатов, нефтепереработка, текстильная, пищевая, производство стройматериалов). Является одним из наиболее развитых государств Африки. ВНП в 1998 г. оценивается в 37 млрд.долл.: доля в нем сельского хозяйства - 18,3%, промышленности и энергетики - 30,1%, торговли - 20%, транспорта и связи - 5,9%, строительства - 4,2%. ВВП на душу населения составляет 1312 долл.

Проводимые в стране реформы предусматривают существенную децентрализацию управления экономикой и социальной сферой за счет передачи значительных полномочий на региональный и местный уровень.
Главной задачей экономического курса на ближайшую перспективу является привлечение иноинвестиций в экономику с целью увеличения промышленного экспортного потенциала и создания новых рабочих мест. Одновременно с реструктуризацией экономики по рекомендациям МВФ в стадии реализации находятся реформы по либерализации инвестиций и финансовых операций, программа приватизации, пересмотр фискальных налогов, торгового и инвестиционного кодексов, прав акционерных обществ. В 1998 г. появились признаки улучшения ситуации в экономической сфере, однако характер позитивных сдвигов пока ещё неустойчив.

Королевство Марокко занимает 119-е место из 175 в последней классификации государств по признаку "социального развития", осуществленной Программой ООН по развитию (PNUD). Заработок 30% марокканцев (т.е. 9 млн.чел.) не превышает 300 долл. в год, медобслуживание доступно 7% населения. Система предоставления социальной защиты и льгот охватывает пятую часть марокканцев. 70% сельского населения живет в условиях отсутствия питьевой воды, 85% - электричества, 54% детей школьного возраста лишены возможности посещать учебные заведения, 9 из 10 женщин в сельской местности не умеют ни читать, ни писать.

Марокко является одной из немногих стран, официально объявивших об успешном завершении программы структурной перестройки, последовательно проводимой со второй половины 80-х гг. В ходе реализации этой программы особое внимание уделялось достижению и поддержанию важнейших макроэкономических пропорций, обеспечению сбалансированной кредитно-денежной политики, созданию условий для повышения конкурентоспособности экономики и её интегрирования в мировое хозяйство. Валютно-финансовое положение хотя и является весьма напряженным, имеет необходимый "запас прочности". Удалось снизить размер внешнего госдолга с 22,5 млрд. в 1996 г. до 19,3 млрд.долл. в 1998 г. или на 14,2%. Внешняя задолженность составляет 52% от ВВП страны, а ежегодные платежи в её погашение эквивалентны трети доходов от экспорта товаров и услуг. Марокко в полной мере выполняет свои финансовые обязательства перед странами-кредиторами. Основными донорами являются Франция (31,2%), США (11,9%), Япония (9,7%), Испания (7,1%), Германия (3,9%), Италия (3,2%).

Котировки марокканской внешней задолженности на вторичном рынке долговых обязательств - 70%. Постепенно набирает обороты процесс конверсии части марокканской задолженности в инвестиции на двусторонней основе. В 1998 г. марокканцы достигли договоренности о конверсии части своей задолженности Франции на 1,1 млрд.дирх. (115 млн.долл.) в различные сферы марокканской промышленности, туристический бизнес, недвижимость.

Источником поступления средств в бюджет, в том числе валютных, стала приватизация принадлежащих государству пакетов акций предприятий промышленности, нефтепереработки, кредитно-финансовой сферы, энергетики, гостиниц. За счет приватизации получено 20 млрд.долл. Приватизация привлекает иноинвестиции: в 1997 г. - 1,25 млрд.долл., в 1998 г. - 0,5 млрд.долл.

Предприняты шаги по разработке пятилетнего плана социально-экономического развития страны на 1999-2003 гг. В 1999 г. планировалось достичь темпа прироста ВВП 4,7%, сократить дефицит бюджета до 2,9% от ВВП, а индекс инфляции до 2,5% против 3,1% в 1998 г. Уровень безработицы предполагалось снизить до 17% в 1999 г., а к 2003 г. до 14,5%.
Бюджетные капвложения в экономику должны увеличиваться с 20,3% в 1998 г. до 25,2% в 2003 г. Прогнозируется рост иноинвестиций: к 2000 г. - 2 млрд.долл. В числе участников новых инвестиционных проектов называют группу Daewoo (500 млн.долл. в туризм, и автомобилестроение); корпорацию АВВ/СМS (200 млн.долл. в модернизацию электростанции в Джорф Ласфаре); группу ACCOR (обновление и строительство гостиниц на 300 млн.долл.); компанию Thomson (капвложения на 300 млн.долл.). Правительство приняло решение объявить международные торги на концессию, строительство и эксплуатацию нового порта Tanger Atlantique с инвестициями в 300 млн.долл. Реализация проекта планировалась с конца 1999 г. в течение 4-х лет.

Намечается ускорить процесс приватизации Национального банка экономразвития, служб связи, сахарных заводов, гостиниц и т.д.