МВФ и ВБ в Гвинее: основания для беспокойства
всё ещё имеются
Стремление гвинейского руководства вывести национальную экономику на качественно
новый уровень международных торговых и кредитно-финансовых отношений потребовало
пересмотра политики государства по взаимодействию с бреттонвудскими финансовыми
институтами. Начальный период такого взаимодействия приходится на первые
годы становления режима Л.Конте. Он, в частности, связан с подготовкой
и реализацией в Гвинее первой Программы структурных преобразований в экономике
(PAS-I), рассчитанной на 1986-89 гг. Ее цели и задачи получили одобрение
МВФ и ВБ, открывали перспективы предоставления стране кредитной поддержки.
На передний план выдвигались задачи по либерализации экономики, реформе
финансовой системы, ограничению роли государства в управлении предприятиями,
мобилизации внутренних ресурсов и оживлению частного сектора.
С завершением PAS-I курс на осуществление широких преобразований в экономике
был продолжен. МВФ одобрил очередную трехлетнюю программу 1989-91 гг.
(PAS-II) и так называемую, "усиленную" программу 1991-94 гг.(FAS-R),
на поддержку осуществления которой выделялось 57,9 млн. СПЗ (специальных
прав заимствования). Дополнительный транш в 17,5 млн. СПЗ в сент. 1994
г. позволил ее пролонгировать до середины 1995 г. Однако, ввиду отсутствия
должной отдачи от предоставленных средств и срывов в достижении намеченных
макроэкономических показателей, дальнейшие отношения Фонда с Гвинеей были
прекращены. Их восстановление во второй половине 1996 г. связывается с
формированием нового технократического кабинета министров во главе с С.Type.
Его деятельность позволила нескольно нормализовать экономическую ситуацию
и способствовала привлечению в страну в течение 1997 г. внешних источников
в объеме около 900 млн.долл. Их существенную долю составили средства МВФ
- 103 млн., и ВБ - 92 млн.долл.
Состоявшееся в июне 1998 г. в Париже заседание Консультативной группы
Парижского клуба подтвердило предоставление Гвинее ранее обещанных кредитов
и долговых освобождений на 1275 млн., а также способствовало дополнительному
изысканию средств на период до конца 2000 г. в сумме около 700 млн.долл.
МВФ и ВБ, в свою очередь, обязались выделить соответственно 64 млн. и
120 млн.долл. Важным условием кредитования гвинейского правительства являлось
выполнение контролируемых МВФ обязательств по обслуживанию госдолга и
сокращению задержек по текущим выплатам.
Анализ и оценки, проведенные международными финансовыми институтами по
итогам функционирования гвинейской экономики в 1998 г., свидетельствовали
о достижении запланированных на второй год макроэкономических показателей
трехлетней Программы 1996-99 гг. Вместе с тем в конце 1998 г. наметились
негативные тенденции в бюджетно-финансовой сфере. Они увязывались с неблагоприятным
воздействием кризисной обстановки в соседних Сьерра Леоне и Гвинее-Бисау,
а также сверхнормативными расходами на обеспечение президентских выборов
в дек. 1998 г. В результате на 1999 г. был перенесен бюджетный дефицит
в 11 млн.долл. Кроме того госрасходы в начальный период года на 12% превысили
предусмотренные бюджетом параметры, что привело к образованию общего дефицита
госбюджета в 21,6 млн.долл. Комиссии МВФ в фев. и мае 1999 г. рекомендовали
гвинейскому руководству принять срочные меры по устранению имеющихся недостатков
и заблокировали предоставление стране очередного транша до прояснения
ситуации в сент. 1999 г.
Приостановка поступления средств извне привела к еще большему наращиванию
отрицательного сальдо бюджета, негативно отразилась на общем состоянии
социально-экономической обстановки в стране. Опережающие темпы наметились
в падении курса национальной валюты, росте инфляции. В годовом исчислении
денежная масса увеличилась на 6,8%, при этом курс гв. франка уменьшился
на 10,8% по отношению к доллару и на 15,8% - к фр. франку. Складывающиеся
тенденции неуклонно вели к снижению покупательной способности населения.
Правительство вынуждено было прибегнуть к корректировке бюджета На заседании
кабинета министров в июле 1999 г. приняты поправки, требующие утверждения
парламентом, которые предусматривают рост доходов на 5 млн. и сокращение
госрасходов на 2 млн.долл. Секвестирование бюджета коснется прежде всего
тех статей, которые непосредственно связаны с выплатой зарплаты, решением
социальных проблем и расходами на содержание армии.
|