Республика Гвинея. Отношения с ВБ и МВФ

МВФ и ВБ в Гвинее: основания для беспокойства всё ещё имеются

Стремление гвинейского руководства вывести национальную экономику на качественно новый уровень международных торговых и кредитно-финансовых отношений потребовало пересмотра политики государства по взаимодействию с бреттонвудскими финансовыми институтами. Начальный период такого взаимодействия приходится на первые годы становления режима Л.Конте. Он, в частности, связан с подготовкой и реализацией в Гвинее первой Программы структурных преобразований в экономике (PAS-I), рассчитанной на 1986-89 гг. Ее цели и задачи получили одобрение МВФ и ВБ, открывали перспективы предоставления стране кредитной поддержки. На передний план выдвигались задачи по либерализации экономики, реформе финансовой системы, ограничению роли государства в управлении предприятиями, мобилизации внутренних ресурсов и оживлению частного сектора.

С завершением PAS-I курс на осуществление широких преобразований в экономике был продолжен. МВФ одобрил очередную трехлетнюю программу 1989-91 гг. (PAS-II) и так называемую, "усиленную" программу 1991-94 гг.(FAS-R), на поддержку осуществления которой выделялось 57,9 млн. СПЗ (специальных прав заимствования). Дополнительный транш в 17,5 млн. СПЗ в сент. 1994 г. позволил ее пролонгировать до середины 1995 г. Однако, ввиду отсутствия должной отдачи от предоставленных средств и срывов в достижении намеченных макроэкономических показателей, дальнейшие отношения Фонда с Гвинеей были прекращены. Их восстановление во второй половине 1996 г. связывается с формированием нового технократического кабинета министров во главе с С.Type. Его деятельность позволила нескольно нормализовать экономическую ситуацию и способствовала привлечению в страну в течение 1997 г. внешних источников в объеме около 900 млн.долл. Их существенную долю составили средства МВФ - 103 млн., и ВБ - 92 млн.долл.

Состоявшееся в июне 1998 г. в Париже заседание Консультативной группы Парижского клуба подтвердило предоставление Гвинее ранее обещанных кредитов и долговых освобождений на 1275 млн., а также способствовало дополнительному изысканию средств на период до конца 2000 г. в сумме около 700 млн.долл. МВФ и ВБ, в свою очередь, обязались выделить соответственно 64 млн. и 120 млн.долл. Важным условием кредитования гвинейского правительства являлось выполнение контролируемых МВФ обязательств по обслуживанию госдолга и сокращению задержек по текущим выплатам.

Анализ и оценки, проведенные международными финансовыми институтами по итогам функционирования гвинейской экономики в 1998 г., свидетельствовали о достижении запланированных на второй год макроэкономических показателей трехлетней Программы 1996-99 гг. Вместе с тем в конце 1998 г. наметились негативные тенденции в бюджетно-финансовой сфере. Они увязывались с неблагоприятным воздействием кризисной обстановки в соседних Сьерра Леоне и Гвинее-Бисау, а также сверхнормативными расходами на обеспечение президентских выборов в дек. 1998 г. В результате на 1999 г. был перенесен бюджетный дефицит в 11 млн.долл. Кроме того госрасходы в начальный период года на 12% превысили предусмотренные бюджетом параметры, что привело к образованию общего дефицита госбюджета в 21,6 млн.долл. Комиссии МВФ в фев. и мае 1999 г. рекомендовали гвинейскому руководству принять срочные меры по устранению имеющихся недостатков и заблокировали предоставление стране очередного транша до прояснения ситуации в сент. 1999 г.

Приостановка поступления средств извне привела к еще большему наращиванию отрицательного сальдо бюджета, негативно отразилась на общем состоянии социально-экономической обстановки в стране. Опережающие темпы наметились в падении курса национальной валюты, росте инфляции. В годовом исчислении денежная масса увеличилась на 6,8%, при этом курс гв. франка уменьшился на 10,8% по отношению к доллару и на 15,8% - к фр. франку. Складывающиеся тенденции неуклонно вели к снижению покупательной способности населения.
Правительство вынуждено было прибегнуть к корректировке бюджета На заседании кабинета министров в июле 1999 г. приняты поправки, требующие утверждения парламентом, которые предусматривают рост доходов на 5 млн. и сокращение госрасходов на 2 млн.долл. Секвестирование бюджета коснется прежде всего тех статей, которые непосредственно связаны с выплатой зарплаты, решением социальных проблем и расходами на содержание армии.