Образы Конакри
Ги Хёрсант. "Jeune Afrique", #1759/ 22-28 сентября
1994 г. Перевод Андрея Мазура.
На русском публикуестя впервые. Африкана ру, 29 октября 2001
В
1958, Ахмед Секу Туре, бросив свое знаменитое "нет" в лицо де
Голлю, становится президентом Народной Республики Гвинеи и "Верховным
вождем революции". Он останется, до своей смерти в 1984, во главе
первого социалистического режима в Африке.
Сразу после провозглашения независимости, новое гвинейское правительство
присоединяет к Министерству информации и идеологии бывшую фотографическую
службу французской колонии в Конакри. Десяток фотографов, мужчины и женщины,
принимаются на работу и обучаются под руководством чешского эксперта.
С 1961 служба называется Syli-Photo и становится настоящим агентством
в постоянном и исключительном распоряжении власть передержащих. Государственные
фототудии проводят портретные съемки и изготовляют фотографии на документы,
пользуясь почти монополией на продажу фототоваров.
В
1962 открыта школа фотографии под руководством немецкого фотографа. Она
будет функционировать только 2 года. Время хватило, чтобы подготовить
пару десятков фотографов. Большинство будут направлены в города внутри
Гвинеи. Так была создана сеть фотостудий на периферии.
Syli-Photo снимает не только мероприятия с большим стечением народа, помпезные
встречи глав государств, деяния "Великого" Секу и его поездки,
но и заключенных в лагерь Boiro или казни. Аэрофотосъемка осуществлялась
над промышленными объектами. Все, кто принимал участие в тех съемках,
сохраняют воспоминания о той увлекательной эпохе, когда они фотографировали
беспрестанно, располагали качественным оборудованием и достаточными средствами.
Сейчас об этом можно только мечтать.
СекуТуре был особенно доброжелателен и внимателен по отношению к "своим"
фотографам, которые имели привилегию во время работы свободно общаться
с "вождем". Это не помешало некоторым из них побывать в мрачном
лагере Boiro после событий 1970, прежде чем снова восстановиться на службе
и доказать преданность "главной" модели.
От двадцати шести лет усердной работы фотографов Syli-Photo осталось сегодня
немного. С момента смерти СекуТуре и до провозглашения II-й Республики
в 1986 архивы были заброшены: поговаривают о грабежах, заметании следов,
наводнениях... В ONACIG (Национальный Офис гвинейского кино), где собраны
эти документы, можно видеть ящики, заполненные негативами без защиты,
россыпью, приклеенные одни к другим, таким образом, неизбежно потерянные.
Фото, которые удалось спасти, часто высокохудожественны, жизненны и необычны.
Они всегда будут иметь историческую и документарную ценность, вскрывая
малоизвестный образ социалистической Африки в первые годы после получения
независимости
Редким
независимым фотографам тогда, главным образом, не разрешается действовать
вне студии.
Традиционная деятельность студийного фотографа значительно видоизменилась
в наше время. Кроме нескольких "старых мастеров" вроде Mamadou
Barry в Канкане (он до сих пор практикует черно-белую съемку, хотя ни
пленки ни реактивов во всей Гвинее найти не может), молодые фотографы
работают иначе. Они, часто-густо неопытные и плохо оснащенные, выполняют
портретную и семейную съемку, репортажи, и, в большинстве своем, используют
цветную пленку. Проявку и печать выполняют около двадцати экспресс-лабораторий,
которые держат выходцы из Южной Кореи. Вообще-то, корейцы обладают уникальной
монополией на фотоиндустрию всей Гвинеи и изрядной части Западной Африки.
В начале восьмидесятых кореец Cho Dong Soon, поставщик армейской формы
в западноафриканские страны, открыл фотолабораторию под названием Tiger
Photo сначала в Лагосе (Нигерия); а затемАбиджане, Дакаре, Яунде в 1987,
Киншасе в 1988 и Браззавиле в 1991...
В 1985году другая группа фотолабораторий (Hollywood Photo) с филиалами
в Нджамене, Дуале и Ботсване, создана бывшим корейским дипломатом Kim
Hong Gyi, аккредитованным в Либревиле.
В Гвинее эти лаборатории все независимы (каждая принадлежит членам одной
семьи), и функционируют все в той же манере: используют одного или двух
корейских техников которые работают с копировальной машиной и до десятка
гвинейцев, которым поручены обработка, продажа аксесуаров, фотографий
и, главным образом, контакты с клиентурой, в частности фотографами. Корейцы,
которые занимают руководящие посты или работают техниками, редко выходят
на первый план. Зачастую они плохо знают французский язык и считают, что
с гвинейцами должны работать сами гвинейцы. Команда служащих удерживает,
таким образом, разумный баланс в семейных и этнических отношениях так,
чтобы благоприятствовать максимальному притоку клиентов в небольшие магазины
которые предоставляют услуги. Во всех этих лабораториях, процесс обработки
и цены практически идентичны. Некоторые оснащены фотостудией и осуществляют
также репортажную съемку, но основная часть не оказывает таких услуг,
предпочитая обслуживать фотографов, которых они называют "бродячими".
И которые все равно являются их клиентами.
Клиентура
лаборатории выглядит так: специалисты (журналисты или фотографы государственных
служб), фотостудии (около сорока в Конакри), бродячие фотографы (от 500
до 1000) и, наконец, любители.
Несколько лабораторий Конакри распространили деятельность на другие города
страны предлагая некоторые "льготы" независимым студиям. "Завербованные"
фотографы перекрашивают студию в цвета лаборатории, что обязывается поручить
большинство работ "спонсору". Лаборатория Amina-Photo обладает
таким образом представителями в шести городах. Частные авиакомпании ежедневно
доставляют в столицу и назад чемоданы пленки и готовые работы...
В Гвинее, находившейся после падения СекуТуре,в состоянии хаоса до 1986,
"корейская система" легко сумела использовать к своей выгоде
традиционную деятельность фотографов в отсутствии у последних средств
и ресурсов.
Такой поворот событий оказался возможным благодаря тому, что корейцы обеспечили
промышленную обработки цветных фотоматериалов - в Гвинее был очень длительный
период культурной и технологической изоляции.
Такая ситуация не устраивает фотографов. Некоторые пытаются организовать
профсоюзы или ассоциации, но, из-за слабого взаимодействия и отсутствия
средств, усилия не имеют успеха.
Подписи к фотографиям:
F1.jpg 1961 г. Визит президента Табмена (Либерия) в Конакри. Автор неизвестен.
F2.jpg 1994 г. Mamadou Barry в своей лаборатории в Канкане. Фото Guy Hersant
F3.jpg Начало 60-х. Работники Syli-Photo
F4.jpg 1958 г. Компания молодежи в Канкане. Автор Zacharie Kaba
|