Египет останется в 2000 году одним из самых популярных направлений в российском туризме


Судя по всему, и в наступившем 2000 г. Египет останется в числе самых популярных туристских направлений. Причин тут много, и все они хорошо известны - невысокие цены, удобное сообщение, прекрасный сухой климат, позволяющий легко переносить любую жару, великолепное чистейшее море и поразительные памятники истории. Даже "форс-мажорные" события ноября прошлого года, похоже, не отбили у отечественных турфирм желания работать на столь выгодном во всех отношениях египетском направлении.
Во всяком случае, по информации ведущих московских туроператоров, сокращать объемы никто из них не собирается. Хотя пострадали из-за ноябрьской перепродажи мест в отелях и отмены авиарейсов практически все компании (хотя и не все готовы в этом признаться).
Так, значительно большего ожидали от прошедшего года в столичной фирме ЕLTA, работающей в Египте уже семь лет. По мнению генерального директора компании Елизаветы Черниговцевой, основная причина прошлогодних проблем кроется не столько в египетской, сколько в российской стороне. По ее словам, на египетский рынок в последнее время пришло слишком много непрофессионалов, слабо разбирающихся в особенностях египетского подхода к туризму, и, главное, не просчитывающих до конца потребности российского рынка. Так, по словам г-жи Черниговцевой, если два года назад в Хургаду летало в разгар зимнего сезона всего три чартера (не считая рейсов "Аэрофлота"), то в прошлом году - уже десять. При этом общее количество российских туристов, посещающих Египет, возросло не более, чем в два раза. Так что налицо явное превышение предложения над спросом, а в результате - появление демпинговых цен. Г-жа Черниговцева считает египетский сектор туррынка "хаотическим" и уверена, что количество чартеров из столицы даже в разгар сезона не должно превышать семи.
Сама же компания ELTA в минувшем году перевозила туристов исключительно рейсами JTA. Наиболее удачным для фирмы оказался сентябрь прошлого года. А ноябрьский "кризис перепроизводства" ELTA предсказывала еще в мае. Что касается широко разрекламированной встречи Миллениума, то здесь египтяне явно переоценили возможности наших туристов, неоправданно завысив цены и требуя 100% оплаты новогодних программ уже... в августе. В итоге, ближе к наступающему году заоблачные цены на "встречу 2000 года у Красного моря" стали резко падать, и за неделю до праздника ELTA предлагала новогодний отдых в Египте (включая а/п) менее чем за $300.
В отношении объявленного после ноябрьских событий порядка обязательного бронирования мест в отелях за 28 дней с 50%-ной предоплатой и сообщением фамилий реально приезжающих туристов, то здесь директор фирмы ELTA никакой проблемы для себя не видит. Во всяком случае, имея хорошие связи с директорами отелей, всегда можно договориться об отсрочке оплаты, а дорогие гостиницы и раньше требовали сообщать "реальные" имена туристов заранее. Но даже здесь всегда есть возможность достичь взаимопонимания. Так, компания не первый год сотрудничает с пятизвездочным отелем Marriott в Хургаде, постоянно бронируя в нем 10 номеров, и это позволяет ей сообщать администрации имена туристов как угодно поздно, хотя для большинства компаний Marriott таких поблажек не делает.
Более пяти лет присутствует на рынке и другой крупнейший туроператор по Египту - компания "Москва-Тур". По словам генерального директора компании Евгения Шведова, он в целом доволен прошедшим годом, особенно первой его половиной, когда только на майские каникулы компания направила в Египет около 2 тыс. туристов. В ноябре, как и у всех, у компании были проблемы, в результате чего фирма oперативно скорректировала свои планы, уменьшив продажу путевок на 30%. В настоящий момент решено оставить два круглогодичных чартера из C.-Петербурга, что же касается столицы, то было принято решение не рисковать и не выкупать жестких блоков мест, ограничившись покупкой отдельных билетов. Собственные рейсы из столицы (с отстоем) планируются на пики сезона - в марте, мае, ноябре и на Новый год. Что касается других городов - партнеров "Москва-Тур" в городах Сибири и Дальнего Востока, то здесь практикуются чартерные рейсы, когда самолет, вылетающий из Новосибирска, "подхватывает" по дороге туристов из Екатеринбурга, или делает остановку в Сочи.
Обстановку на туристическом рынке С.-Петербурга г-н Шведов считает более благоприятной, чем в Москве. В Северной столице, по его словам, существует лишь два крупных туроператора по Египту - местное отделение "Москва-Тур" и питерская "Нева", которые и осуществляют совместные чартерные программы.
Старший менеджер московского филиала "Невы" Елена Косарева также считает, что первое полугодие 1999 г. прошло для них достаточно удачно. Во время осеннего кризиса из 750 туристов "Невы" были переселены в другие отели лишь около 10 человек. В настоящий момент московский филиал старается действовать осторожно, заранее выкупая у компании AJT лишь небольшой блок мест и докупая билеты по необходимости, что обходится компании значительно дешевле. Оптимистические прогнозы на Новый год в компании не оправдались, причем г-жа Косарева связывает это и с введенной с января 2000 г. декларацией крупных расходов. По ее мнению, некоторые наши обеспеченные сограждане перед Новым годом старались потратить "неучтенные" суммы на что-то более существенное, чем дорогостоящие праздничные поездки. По поводу будущего года менеджер компании опасается строить какие-либо прогнозы из-за неустойчивого политического положения в стране и грядущих президентских выборов.
Еще один "старожил" на египетском направлении - компания "Миг-вояж", работающая на этом направлении (совместно с авиакомпаниями AJT, "Аэрофлот" и "Континентальные авиалинии") уже 5 лет, также не избежал в минувшем году проблем, связанных с перепродажами забронированных мест. Однако, по утверждению менеджера по работе с агентствами Александра Гордиеца, все переселения осуществлялись компанией только в отели той же категории. Новогодние программы не оправдали надежд компании из-за завышенных цен (по крайней мере в два раза по сравнению с предыдущим Новым годом). Относительно перспектив будущего года, г-н Гордиец считает, что Египет по-прежнему будет лидирующим направлением компании. В прошлом году фирма активно (и небезуспешно) рекламировала возможности летнего отдыха в Египте, однако в нынешнем летнем сезоне она ожидает резкое снижение спроса в период президентских выборов в России. Что касается новых направлений в работе компании, то "Миг-вояж" совместно с Московской Патриархией разработал очень интересный маршрут по христианским святыням Египта, включающий посещение древних коптских монастырей, горы Моисея и мест, связанных с пребыванием в Египте Святого семейства.
Генеральный директор компании "Интаер" (8 лет на египетском рынке) Алексей Сергеичев оценивает прошедший год как "нормальный". В ноябре у компании был один срыв, связанный с отменой полета (авиаперевозчик - "Соби-авиа"), однако размещение туристов во всех отелях прошло без проблем. Сейчас "Интаер" отправляет туристов в Египет двумя субботними рейсами AJT и "Континентальных авиалиний", и компания также ожидала большего от новогодних программ. Впрочем, до 10 декабря продажи шли хорошо, но затем произошел резкий спад, и по мнению г-на Сергеичева, пик популярности египетского направления на это раз сдвинулся с Нового года на начало января - традиционное время каникул. По мнению г-на Сергеичева, при наличии продуманной ценовой политики, внимательном отслеживании ситуации и известной доли осторожности, успешно работать на египетском направлении вполне возможно.
Того же мнения придерживается и г-жа Берсон (компания "Турэнергосервис" - 5 лет на египетском направлении). Ноябрьский кризис компанию, разумеется, коснулся, однако максимальное неудобство, которое испытали туристы "Турэнергосервиса", - это замены 5-звездных отелей на 4-звездные. Невысокий новогодний спрос на египетском направлении г-жа Берсон объясняет не только чрезмерными ценами (особенно на праздничные ужины и шоу) и требованием предоплаты, но и отголосами ноябрьского кризиса. Между тем, по мнению г-жи Берсон, обстановка в Египте сейчас полностью нормализовалась - не в последнюю очередь благодаря усилиям Министерства Египта по туризму. В настоящее время "Турэнергосервис" отправляет туристов в Египет дважды в неделю (авиаперевозчик - AJT) и связывает надежды на оживление спроса с январскими детскими каникулами.
Компания "Пеликан Райзен" в настоящее время отправляет туристов в Египет раз в неделю рейсами "Континентальных авиалиний". По мнению начальника отдела рекламы фирмы г-жи Шпаковой, сейчас на рынке предлагаются примерно одинаковые цены, поэтому "выбиться в лидеры" на египетском направлении можно прежде всего благодаря "раскрученному" имени и ее "незапятнанной" репутации. После трагических событий 1994 года в Луксоре, когда западные туристы стали опасаться ездить в Египет, российским турфирмам здесь была практически открыта "зеленая улица". Однако в минувшем году туристы из Германии, Англии и Италии вернулись в страну. В основном, западные турфирмы стали вновь ориентироваться на известные, проверенные отели, российским же турфирмам предлагались совершенно новые, которые в итоге оказывались просто-напросто недостроенными. В этом, по мнению г-жи Шпаковой, еще одно объяснение ноябрьского кризиса. Заранее зная это, компания в минувшем сезоне не стала "раздувать" свой каталог, остановившись на десяти наиболее надежных. В итоге, накладки, да и то не очень значительные, произошли только в одном отеле, рекомендованном "Пеликан Райзен".
По утверждению маркетолога компании "Скайвей" Наталии Катковой, ее фирма была одной из немногих, у которой не возникло никаких проблем с размещением туристов осенью прошлого года. Г-жа Каткова оценивает минувший сезон как успешный, а причины ноябрьского кризиса видит в продаже квот-мест в недостроенные отели, а также в неопытности тех туроператоров, которые в прошлом году только начали работать на новом для них египетском направлении. Что же касается самой компании "Скайвей", то ее продажи, также упавшие осенью, стабилизировались уже в начале декабря. В будущем есть планы активнее осваивать самый престижный египетский курорт - Шарм-эль-Шейх, где будут предложения по открывающимся новейшим отелям (перевозчик - "Авиаэнерго").
Впрочем, туроператоры, первый год работающие на египетском направлении, вряд ли согласятся с обвинением в неопытности. Большинство из них собираются в 2000 г. продолжить деятельность на этом рынке. Так, генеральный директор компании "Афон", ранее специализировавшейся исключительно на греческом направлении, Юрий Пантеев также возлагает надежды на Шарм-эль-Шейх как менее "избитое" и достаточно элитарное направление (перевозчик - также "Авиаэнерго"). По утверждению г-на Антеева, его туристы во время осеннего кризиса не пострадали, правда, компании пришлось отменить запланированный рекламный тур для своих агентов. Новогодние туры "Афон" продавал без особого успеха, но на "запланированные цифры" вышел. По мнению г-на Пантеева, его компания уже достаточно изучила особенности египетского "делового менталитета" и его отличие от греческого, и надеется на успешную работу в наступившем году.
Еще одна компания, раньше работавшая на кипрском и греческом направлениях, и пришедшая на египетский рынок год назад, - "Зевс тревел" также не собирается отсюда уходить. По утверждению коммерческого директора компании Виталия Хуторненко, благодаря удачно выбранному египетскому партнеру, у них не было проблем осенью прошлого года, а в наступившем году в их каталоге - элитарные отели в Шарм-Эль-Шейхе и Эль-Гуне (перевозчик - компании "Аэрофлот" и AJT).
Таким образом, можно предположить, что если ни у нас, ни в Египте в наступившем году не произойдет нечто экстраординарное, египетское направление по-прежнему будет популярно как среди туроператоров, так и среди их клиентов. Опытные турфирмы, не первый год работающие на этом направлении, будут использовать свои старые проверенные связи и, возможно, уменьшат число предлагаемых отелей, прежде всего в "проблемной" Хургаде. Новые же туроператоры, несмотря на критику, с этого направления не уйдут, но будут больше ориентироваться на дорогие и, вероятно, более надежные новые отели Шарм-эль-Шейха и Эль-Гуны.
Михаил ШУГАЕВ